Парусник  «Киликия»

 

(Фото  предоставлены  Кареном  Балаяном)

 

1991 год - время, когда военное противостояние в Карабахе уже принимало форму полномасштабной войны. Пустели целые улицы в городах Армении -  очень  многие  армяне трусливо оставляли родную страну. Бросали ее, уезжали, не оглядываясь. Многие  армяне оставались жить на родной земле, не считая приемлемым для себя бросить ее по примеру других. Единицы  оставались   не только потому, что хотели защитить ее, но и   для  того,  чтобы осуществить Мечту, реализовать Нереальное, показав всему миру в очередной раз силу армянского духа созидания.

Карен Балаян, президент Клуба Морских Иследований "Аяс" , изучая древние рукописи, хранившиеся в книгохранилище "Матенадаран" в Ереване, в начале 90-х годов прошлого века начал собирать информацию о киликийских кораблях и, будучи специалистом по судомоделированию, смог сделать рабочие чертежи с древних миниатюр, по которым члены клуба "Аяс" стали строить копию древнего корабля. Повторяю, все это происходило в 1991 году, когда люди боялись даже загадывать о будущем.

И лично я, когда услышала об этой идее в  1991  году,  - просто не поверила, что такое может быть:  построить по древней технологии парусник, точную копию армянских парусников, бороздивших посторы средиземноморья во времена Киликийского царства. И самое невероятное - повторить путь армянских средневековых мореходов из Севана, в Поти - Венецию, из  Венеции в Амстердам.

И вот, прошло 11 лет,  - годы лишений без света, воды, годы очередей за хлебом, слез над гробами лучших наших мужчин,    медленного  послевоенного  подъёма - я,  проезжая по площади Республики, увидела в центре площади  деревянный корабль.

- Не может быть, - воскликнула я проезжая мимо в маршрутке, - они все-таки построили корабль. Все в Ереване испытали такое же   воодушевление,  все говорили об этом - о том, что есть место в жизни  Мечте, и Армянин может все.

Спустя 800 лет армянский корабль "Киликия" - парусное судно, сделанное по описаниям 12-13 веков, - отправилось   в большое плавание и повторило маршрут киликийских купцов, которые в 13 веке поддерживали тесные торговые связи с европейскими портовыми городами.

Армянский корабль "Киликия" является точной копией одного из судов киликийского торгового флота 13 века, единственной современной деталью корабля стал якорь.

За два года парусник преодолел 15 тыс. морских миль и побывал в 63 портах в 26 странах Европы и бассейна Средиземноморья, стал символом добра и мира, которым издревле привержен армянский народ.

Парусник отправился в свое первое плавание из грузинского порта Поти в июне 2004 года и завершил первый этап путешествия осенью 2004 года в Венеции, где и был поставлен на зимовку у Острова Свазаря,  в месте расположения армянской Конгрегации Мхитаристов..

Летом 2005 года корабль вышел из Венеции и завершил второй этап похода в английском порту Портсмут. В ходе третьего, завершающего этапа, "Киликия", выйдя из порта Портсмут, дошла до Санкт-Петербурга и по рекам России вернулась в Черное море.

Основными целями и идеями этой экспедиции были привлечение внимания к историческим ценностям, независимо от их национальной принадлежности, показать, что корабль - это символ объединения народов, культур и цивилизаций, разделенных морями, исторический эксперимент, который позволит понять, как ходили на таких судах наши предки и почувствовать жизнь моряков на средневековом судне, а также понять и подчеркнуть ту огромную роль путешественников, которую они оказывали в межкультурном диалоге.

Строительство парусника началось в 1991 году и продолжалось 11 лет – с мая 1991 года по май 2001 года. Затем в течение двух лет судно проходило испытание под парусом на озере Севан. Затраты  на  парусник  составили 75-80 тысяч долларов. Его длина - 20 метров, высота мачты - 14 метров, площадь полотна паруса - 100 кв. метров, скорость - 6 узлов. Для управления судном необходима команда из 14 человек. Одновременно способно вместить до 50 человек. Одежда, еда, быт, методы навигации и навигационные приборы у мореплавателей в точности такие же, как были у древних киликийских купцов, отправляющихся в морские плавания. Грузоподъемность - 20 тонн, в строительстве использованы две породы дерева - дуб и сосна, 5 тонн медных гвоздей.

Назван парусник в память о легендарном армянском Киликийском царстве, которое располагалось на побережье Средиземного моря и просуществовало более четырех веков.

Давайте вспомним теперь  Киликийское   Армянское  Государство (1080-1375)

Киликия, расположенная на северо-восточном побережье Средиземного моря, на юго-востоке Малой Азии, в древности и средневековье играла важную роль в политической, экономической и культурной жизни в переднеазиатском регионе. Природные условия Киликии были благоприятными как для развития экономики и культуры, так и защиты от агрессии. Военно-стратегическое значение Киликии определялось как ее географическим положением, так и рельефом. Рельеф страны отличается большой разнообразностью - с запада на восток тянется Киликийский Тавр, а на юге страны находится Киликийская равнина. Начиная с античных авторов Киликия упоминается как состоящая из двух историко-географических частей - Горная (переходящая на западе в область, называемая Каменистая) и Равнинная. Доступ в Киликию возможен лишь через несколько горных проходов, которые тщательно охранялись гарнизонами построенных там крепостей. Главный проход, находившийся в Киликийском Тавре, назывался Киликийские Ворота. Другой важный проход, называемый Сирийские Ворота (Портелла), находился на юге страны в Аманских горах, между Сирией и Киликией. 

Равнинная Киликия, благодаря теплому, средиземноморскому климату и орошению горных рек - Пирам (Джейхан), Сар (Сейхан), Кидн (Тарсус) и Каликадн - издревле была известна своим плодородием. На Киликийской равнине растут южные и субтропические растения (цитрусовые, виноград, фисташковое дерево, сахарный тростник, хлопок, лен), сеют злаковые культуры (пшеница, рожь, ячмень и др.), в предгорьях и горных областях Киликии находятся оливковые плантации, Киликийские ворота кедровые и дубовые леса. Корабельные и строительные лесоматериалы Киликии издревле были известны далеко за пределами страны (Ассирия, Египет). Они использовались при строительстве киликийского флота, деревянных частей фортификационных сооружений и т.д.  Леса Киликии были богаты дичью, и охота являлась любимым занятием царей и князей страны. Как писал Марко Поло (1254-1324) о Киликии, "от охоты на зверей и птиц потехи много". В лесах и горах водились медведи, волки, шакалы, барсы, пантеры, красные лисицы,  антилопы, дикие бараны, козы.

Обилие летних и зимних пастбищ способствовало развитию скотоводства. Слава киликийских коней издревле была широко распространена за пределами страны. Наряду с конями из Киликийской Армении вывозились крупный и мелкий рогатый скот, кожа и шерсть. Пушной промысел являлся одной из важных статей дохода киликийского экспорта. В горах Киликии добывали и обрабатывали железо, золото, серебро, медь, свинец. Полученную продукцию использовали как на месте, так и вывозили в Европу, Египет и другие страны. Из недр Киликии добывались также соль, купорос, сера, слюда.  Горная и Равнинная части Киликии со временем были объединены в едином Армянском государстве. Территория Армянского царства Киликии максимально составляла 40000 кв. км. 

Армяне издревле жили в Киликии, и по их имени Александреттский залив назывался Армянский залив. Становление Армянского государства Киликии происходило в период жесткого соперничества политических сил на международной арене.

    Последним царем Киликии был Левон VI Лузиньян (1373-1375). В период его царствования власть Армянского царства Киликии ограничилась регионом городов Сис, Аназарба и сопредельных территорий с несколькими крепостями. Окончательный удар по царству был нанесен мамелюками. 16 апреля 1375г. они захватили Сис. Царь Левон VI, его жена Маргарет и двое детей были взяты в плен. После того как Левон VI отказался стать вероотступником, его вместе с семьей перевели в Каир, где его жена и дети умерли в тюрьме.

В 1382г., при посредничестве короля Кастилии, Левон VI прибывает в Европу. Он участвует в англо-французских мирных переговорах в этот период Столетней войны. Левон VI надеялся, что с установлением мира возможно будет организовать новый крестовый поход, чтобы освободить Киликию от мамелюков. Однако английский король Ричард II сам был занят спорами со своими баронами. Левон VI последний период своей жизни провел в Париже, где и скончался в 1393г.

                                       ________________


По словам капитана   Карена  Балаяна, другой целью этого путешествия  являлось   напоминание миру о том, что некогда древняя Армения была морской державой.


 "Мы воспринимаем парусник также как символ, соединяющий народы и культуры, разъединенные морями. Представители армянства различных стран встречали нас в портах очень тепло. Они почувствовали и осознали, что Армения не только существует, но и ставит себе большие цели, достигая их, так как подобного рода программы, как правило, позволяют себе лишь развитые государства, и впервые такое осуществляет развивающаяся страна", - сказал Карен Балаян.

Повсюду, в портах прибытия парусник встречали представители местной армянской диаспоры. Слава тебе развивающаяся, а значит молодая и полная перспектив страна Армения!

Впервые за последние 800 лет корабль под армянским флагом прошёл следующим маршрутом: Ереван, Поти, Сочи, Туапсе, Новороссийск, Ялта, Констанца, Варна, Тсарево, Стамбул, Афины, Родос, Ларнака, Бейрут, Латакия, Искендерон, Аяс, Корикос,  Анамур, Родос, ПирейКеркира, Дубровник, Венеция,  Триест, Фано, Анкона, Бриндизи, Сиракуза,  Валлетта, Липари, Неаполь, ОстияПортоферрайо, Ливорно, Генуя, Ницца, Марсель, Барселона, Малага, Гибралтар, Цадиз, Синеш, Лиссабон, Ла-Корунья, Брест, Портсмут, Каус, Лондон, Кале, Антверпен, Амстердам, Бремерхафен, Засниц, Гданьск, Клайпеда, Стокгольм, Таллинн, Хельсинки, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Сочи, Батуми, Поти, Ереван.

Судно "Киликия", совершившее экспедицию по средневековым торговым маршрутам, пройдя через Черное, Средиземное, Северное и Балтийское моря, а также Атлантический океан, достигло грузинского порта Батуми в первых числах сентября  2006. Затем,  16   сентября,  из Грузии парусник по суше был доставлен в армянскую столицу. 21 сентября  2006, в дни празднования 15-й годовщины независимости Республики Армения,  парусник был выставлен на центральной площади Еревана для всеобщего обозрения.

Весной следующего года парусник бросит якорь в озере Севан, в дальнейшем его планируется переоборудовать в музей.

 

 

(при  написании  статьи  использовались  открытые  материалы  из  Интернета)

Сайт управляется системой uCoz