Западная Армения в XIX веке

Социально-экономическое положение западных армян.
На протяжении XIX в. Османская империя продолжала оставаться отсталым государством, под владычеством которого находились обширные территории, населенные разноплеменными народами. Два важных фактора оказывали определяющее воздействие на положение Турции: с одной стороны, глубокий кризис феодальных отношений, обнаживший социально-экономическую отсталость страны; с другой стороны, усиливавшееся освободительное движение порабощенных народов, расшатывавшее некогда могущественную империю.
Общее положение Турции, находившейся на грани распада, привлекло пристальное внимание европейских держав, каждая из которых стремилась использовать кризис Османской империи для достижения своих политических и экономических целей на Ближнем Востоке. Турция оказалась в центре сложного сплетения международных противоречий, называвшегося Восточным вопросом. Робкие попытки правящих кругов Турции вывести страну из кризиса, осуществить реформы буржуазного содержания, предпринятые в 1840 - 1870-х гг., не дали ощутимых результатов, поскольку не затрагивали основ экономического и общественного строя.
Общая социально-экономическая и политическая обстановка, царящая в Турции, накладывала свой отпечаток и на положение армянского населения. Основная часть армянского населения проживала в восточных вилайетах империи - в Западной Армении, на своих исконных землях. Это были крестьяне-земледельцы. В городах Западной Армении - Ване, Карине, Битлисе, Харберде, Муше, Диарбекире, Малатии и др. - армяне занимались ремеслами и торговлей.
В XIXв. в этих городах еще сохранялись армянские ремесленные организации, продукция которых реализовывалась на местном рынке и вывозилась в другие страны. Положение западноармянского крестьянства было тяжелым. Тяжкие государственные налоги, чинившиеся местными феодалами, поборы и произвол разоряли крестьян. По-прежнему не существовало безопасности жизни и имущества крестьянина. Разорившиеся крестьяне покидали родные очаги, становились скитальцами (пандухтами), уходили на заработки в Константинополь. Зарабатывая на жизнь поденным трудом, они влачили жалкое существование. Ухудшилось положение армянских ремесленников и торговцев, возникла конкуренция с нарождавшейся турецкой национальной буржуазией.
Значительное армянское население имелось в столице империи Константинополе. Обозначилось его четкое социальное расслоение: имущие слои были представлены промышленной и торговой буржуазией (амира); демократические слои - ремесленниками и пандухтами. В Константинополе и Смирне была сосредоточена основная часть армянской интеллигенции - учителя, издатели, журналисты, писатели. С проникновением в армянскую среду просветительских идей столичные интеллигенты стали отправляться в Западную Армению, где основывали школы, газеты, стремились просветить народ. Образовалась провинциальная армянская интеллигенция. Важную роль в жизни западных армян играло Патриаршество Армянской Апостольской церкви, резиденция которого находилась в Константинополе.
Общая численность армянского населения Турции составляла к середине XIX в. около 3 млн. человек; основная его масса была сосредоточена в Западной Армении.

 
Общественно-политическая жизнь западных армян

В середине XIXв. заметно оживилась общественно-политическая жизнь западных армян. В кругах западноармянской интеллигенции обсуждались вопросы, относящиеся ко всей нации - будущее народа, роль церкви, просвещения, национальной культуры. Как и в восточноармянской среде, здесь различалось несколько течений. Одно из них выражало интересы наиболее консервативных кругов западноармянской интеллигенции; лидером консерваторов являлся публицист и церковный деятель Ованес Чамурчян (1801-1888). Против консерваторов выступали либералы, поборники просвещения народа: они высказывались за придание школе светского содержания, настаивали на повсеместном распространении ашхарабара. Во главе либералов стояла плеяда интеллигентов-просветителей, получивших образование в Европе, - Наапет Русинян (1819-1876), Григор Отян (1834-1887), Никогайос Зораян (1821-1859) и др.
Западноармянские демократы были представлены публицистами и писателями Арутюном Свачяном (1831 - 1874), Матеосом Мамуряном (1830 - 1901), Степаном Восканом (1825 - 1901) и их единомышленниками. Демократы критиковали султанский режим в Турции, самодержавие в России, приветствовали освободительную борьбу в европейских странах (Италия, Польша), считали, что и армянский народ сможет добиться своего освобождения посредством революционной борьбы. Западноармянские демократы установили связи с М. Налбандяном, разделяли его воззрения.
Острая идейная борьба развернулась в кругах западноармянской общественности вокруг вопроса о т.н. "Национальной конституции". В начале 1850-х гг. группа прогрессивных армянских деятелей выдвинула идею разработки специального Положения (Национальной конституции) с целью регламентации внутренней жизни армян, их общественных и религиозных дел. Эта была попытка добиться в условиях султанского режима некоторой самостоятельности в решении вопросов, целиком относящихся к внутренней жизни армянской общины.
В развернувшейся борьбе проявились позиции различных слоев западноармянского общества. Радикально настроенные слои стремились к созданию документа, который отвечал бы интересам демократии. Армянские ремесленники и пандухты организовали в Константинополе демонстрацию в защиту выдвинутого проекта Положения.
После долгих проволочек со стороны правительства, проект Национальной конституции западных армян был, наконец, утвержден Высокой Портой в марте 1863 г. Согласно Положению, для ведения внутренних дел армянской общины создавалось Национальное собрание, большинство представителей которого представляло светские круги. Национальная конституция несколько ограничила права амира в управлении армянской общиной и явилась, таким образом, успехом демократических сил. Однако, разумеется, в условиях султанского деспотизма не могло быть и речи о предоставлении демократических свобод подневольному народу, каковыми были западные армяне.
 
Гайдукское движение

К концу 19 века положение западных армян все более ухудшалось; усилилось социальное и национальное угнетение. Было ясно, что правящие круги султанской Турции не только не намерены выполнять условия статьи 61-ой Берлинского трактата, но и взяли курс на ужесточение антиармянской политики. В подобных условиях западные армяне были вынуждены бороться за свою жизнь, за честь своих семей. С целью защиты жизни и имущества создавались вооруженные группы гайдуков (фидаи), в которые вступала преимущественно западноармянская молодежь.
Гайдуцкое движение, начавшееся в середине 80-х гг. XIX в., приобрело размах в провинциях Сасун, Ван, Тарон, Муш, Чарсанджак и в др. местностях. В Киликии в 1884, 1890, 1891 гг. также произошли вооруженные выступления местного армянского населения против турецких властей. Вновь отличились зейтунцы, оказавшие стойкое сопротивление турецким карателям.
Фидаи пользовались большой популярностью в народе, располагали его помощью; их ряды постоянно пополнялись. Действия фидаи отличались находчивостью и дерзостью. Силы, как правило, были неравными, но фидаи часто одерживали победы над более сильным и лучше вооруженным противником. Определенную поддержку западноармянским гайдукам оказывали восточные армяне, а также армянские общины России. В Западную Армению проникали добровольцы, сюда перебрасывалось оружие (в основном через Иран). Среди первых фидаи отличились группы Арабо, Челло, Минаса оглу, Рубена Шишманяна.
С возникновением армянских политических партий начался новый этап гайдуцкого движения. Партии, в частности Дашнакцутюн и Гнчак, стремились возглавить движение, придать ему организованный характер. В тех местностях Западной Армении, где преобладающим влиянием пользовалась партия Гнчак, фидаи признавали ее руководство, а там, где сильнее были позиции партии Дашнакцутюн, именно последняя осуществляла руководство действиями фидаи. Со второй половины 90-х гг. преобладание партии Дашнакцутюн стало очевидным; многие видные фидаи стали членами этой партии. На этом этапе гайдуцкого движения выдвинулась новая плеяда фидаи, снискавшая благодаря своим отважным действиям любовь народа, - Ахбюр Сероб, Андраник, Никол Думан, Джохк Грайр, Геворк Чауш и др. Смелыми действиями отличились группы "Шант", "Еркат", "Кайцак", "Мррик" и др.
Широкий резонанс получили некоторые операции фидаи, в частности Ханасорский поход в 1897 г., бой у монастыря Аракелоц (1901 г.). Монастырь был занят и более 20 дней удерживался отрядом под командованием Андраника. Последней крупной акцией, в которой приняли участие гайдуки, следует считать Сасунскую самооборону 1904 года. После этого движение гайдуков пошло на убыль. Армянское гайдуцкое движение, оставшись преимущественно действиями разрозненных групп фидаи, было обречено на неудачу. Отсутствие единой программы действий у армянских национальных партий, тщетность попыток объединения гайдуцких групп, многократное превосходство сил противника - таковы основные причины, предопределившие исход Армянского гайдуцкого движения, ставшего одной из ярких страниц истории армянского национально-освободительного движения.

www.forum.vardanank.org

Сайт управляется системой uCoz