MER  ERKIR

Искусство Средневековой Армении


Художественные памятники средневековой Армении, сохранившиеся до наших дней, позволяют исследователю определить основные этапы и направления развития изобразительного искусства страны.
Живопись - стенная и книжная, скульптура, в основном это был рельеф, имели общие корни в народном миропонимании и потому часто одинаковые в хронологической последовательности проявления пластического языка. Положение это относится в равной мере и к керамике, тканям, металлическим изделиям.
Общность мотивов и стиля объединяет все виды пластического искусства. Если сравнить каменный или фресковый орнаменты с книжным или чеканнным, то они только на первый взгляд покажутся мало похожими, на самом же деле разница их обусловлена техническими приемами и размерами. Некоторые мотивы орнаментальной иконографии, свойственные дохристианским культам и закрепившиеся в народном сознании как первичные, вошли в изобразительное искусство и были свойственны всем этапам развития искусства, они утратили свое смысловое значение лишь в самое последнее время, в наши дни, часть же их была переосмыслена христианством. Многие орнаментальные и символические мотивы, просуществовав какой-то срок времени, иногда короткий, иногда довольно продолжительный, предавались забвению, чтобы вдруг вспыхнуть, обычно ненадолго, через одно или два, а иногда и более столетий.
Социальные противоречия, сдвиги в идеологии, политические события, экономические колебания очень быстро влияли на иконографию и стиль, на количество создаваемых памятников, на их размеры, на оплату труда мастеров и, следовательно, на техническое мастерство и на выбор материала.
В тех случаях, когда в общении с ближними и дальними народами армянские мастера находили в их работах что-либо созвучное своему творчеству, это заимствовалось и в переработанном виде входило в образную систему родного искусства. Развиваясь, искусство средневековой Армении на протяжении почти полутора тысяч лет испытало влияние других культур, и само в свою очередь оказало влияние на них. Поэтому не удивительно, что в армянском искусстве можно найти некоторые сюжетные или орнаментальные мотивы искусства стран Средиземноморья, Ближнего Востока и стран, уходящих далее на восток, до самого Тихого океана. Это указывает на широту общения армян с внешним миром, а следовательно, и на высокую степень развития культуры.
Многие произведения живописи и резьбы по камню отмечались специальными памятными записями - ишатакаранами, - дающими иногда достаточно полные сведения об авторе, заказчике, месте и времени исполнения. Пользуясь каким-либо одним или двумя сведениями (например, место и время), на основании стиля мы можем соотнести друг с другом несколько памятников, что уже дает возможность подвести основание под понятие «школа» и вычертить ее особенности.
Обычно такие художественные школы образовывались при каком-либо большом монастыре (в котором имелись живописная мастерская и скрипториум, а иногда также переплетная мастерская) или на территории ограниченного района, для которого подобный монастырь являлся главным культурным центром.
Но были и школы (как, например, васпураканская в XIV в.), объединявшие несколько отдельных очагов, продукция которых более или менее отчетливо следовала одной стилистической линии. Сказанное касается произведений живописи и каменной резьбы, хотя в последней этапы развития и границы школ намечены менее четко.
Ввиду того, что подавляющее количество рукописных книг было книгами религиозного содержания, сюжетные иллюстрации их носили такой же характер. У армянских историков имеются указания на светскую живопись во дворцах, в храмах же живопись и скульптурные рельефы ограничивались религиозной тематикой. Что же касается широко применяемого орнамента, то во всех видах изобразительного искусства Армении он был чрезвычайно богат. Почти всегда очень ясно и лаконично построенный, он отражал самое разнообразное содержание. Здесь мы видим и образы природы, окружающей жизни, и фантастические образы, отголоски отошедших дохристианских культов, и, конечно, сюжеты христианской мифологии.
При создании орнамента у мастеров было гораздо больше возможностей для формотворчества, и они стремились воплотить в декоративном узорочье то реальное, что видели собственными глазами. Одни из них тщательно отделывали форму, стараясь как можно естественней передать детали цветка, изгибы стеблей, правильность и четкость геометрического узора, перья, завитки, окраску, так что легко можно узнать вплетенных в орнаментальную систему конкретных представителей фауны и флоры. Другие более интересовались передачей характера движения, его силы и стремительности, при отвлеченности самого видимого образа.
Затруднительно указать какой-либо орнаментальный мотив, который имел место только в живописи или только в резьбе. Может быть, можно отметить, что геометрические мотивы, особенно различного рода плетения, преобладают в резьбе, отчасти в ювелирном деле, но они встречаются как обычный рядовой орнамент и в живописи, и даже в тканевом узоре. Несомненно, бывали недолговечные мотивы, встречавшиеся только в какой-либо одной технике, но в подавляющем большинстве употребление мотива ограничивалось не материалом или техникой, а художественными вкусами эпохи. Что же касается изобразительной иллюстративной стороны, то, конечно, книжная живопись продвинулась значительно дальше других видов искусства. Она достигла особенного совершенства в первой половине XIII века в коренной Армении, и во второй половине и конце XIII века - в Киликийском армянском государстве.
В Х1У-ХУ веках и позднее в коренной Армении соотношение оставалось тем же - изобразительный ряд в основном разрабатывался живописью, в этой области она имеет ведущее значение. Но и здесь есть отступления - изобразительные элементы в резьбе хачкаров и надгробий имеют свою иконографию, частично, может быть, именно они повлияли на характер украшения буквами первых строк некоторых евангелий ХVI-ХVII веков.
Нетрудно заметить, что некоторые произведения искусства исполнялись мастерами, хорошо и длительно обучавшимися, то есть проходившими своеобразную «академию» в средневековом масштабе. Они заказывались по большей части представителями правящей верхушки, заказчик мог предъявлять здесь свои требования, которые мастер, даже при желании, не всегда мог обойти.
В другом положении были художники, которые не проходили такой выучки и вносили в свое творчество принципы и приемы народного искусства. Отсутствие длительного и однообразного обучения, отсутствие официального заказа и тем более контроля позволяли мастеру - стенописцу, миниатюристу, камнерезу - действовать более самостоятельно, не повторяться, проводить свою мысль и отражать свои чувства, углубляясь в человеческое содержание религиозной доктрины, вдохновляясь изображением трагических и трогательных переживаний действующих лиц. Это все способствовало выявлению индивидуальности художника.
Монументализм, так величаво выступающий в произведениях армянской книжной живописи от самых ранних памятников до рукописей XI века, в дальнейшем сохранился в памятниках «народного направления», в памятниках же «академических» он постепенно сменился специфически книжным, нарядным, ювелирно измельченным убором; это до известной степени характеризует и эволюцию резьбы по камню и дереву.
С начала XIII века наблюдаются значительные изменения - границы между названными двумя направлениями, «академическим» и «народным», несколько стушевываются, появляется новый тип, объединяющий черты «народного» и «академического» направлений. Заказчиками подобных памятников были представители нового торгового класса, эстетические запросы которого уже не совпадали с принципами народного творчества, но не достигли еще усвоения утонченного великолепия форм «академических» произведений.
Обоим направлениям всех видов изобразительного искусства армянского средневековья присущи ясность построения (и сюжетных изображений и чисто декоративных композиций) и исключительно высокая культура орнамента. Для живописи, кроме того, характерна меняющаяся, но всегда своеобразная красочная гамма. Так было на протяжении почти полутора тысяч лет.
Хронологически развитие искусства, в средневековой Армении не выглядит гладким и правильным поступательным движением. Исторические условия часто и очень глубоко нарушали политическую и экономическую жизнь страны, и такое нарушение сопровождалось срывом творческого движения, общим его ослаблением, а в дальнейшем частичным творческим застоем. При смене обстоятельств в благоприятную сторону развитие возобновлялось с той ступени, на которой его постигал удар. Однако чаще наблюдается, даже в трудные годы, хотя и замедленное, но все же поступательное развитие искусств, характеризовавшееся утратой лишь некоторых звеньев общей цепи.
 

Сайт управляется системой uCoz